ЗИС-112. История и характеристики модели

Ав.

Как известно, в СССР был представлен весьма скудный ассортимент автомобилей. Спортивных моделей почти не было, так как заводы были сосредоточены на выпуске массовой продукции. Далее рассмотрена одна из немногих таких машин, ЗИС-112, история и характеристики.

История

Данная модель появилась в 1951 г. Далее она претерпела несколько модернизаций, а в 1956 г. была переименована в ЗИЛ-112. В 1961 г. на ее основе создали ЗИС-112С. Самая быстрая его модификация была разработана в 1965 г. Вскоре после этого работы над машиной прекратили.

Происхождение

Данный автомобиль создавали в том числе в качестве испытательного для проверки узлов и агрегатов серийного ЗИС-110 в условиях повышенных нагрузок. Поэтому ЗИС-112 разработали на основе этой модели. От нее взяли раму и усилили ее. Кузов создавали с учетом этого. Двигатель, подвеску и трансмиссию также взяли от ЗИС-110.

Кузов

Перед конструкторами стояла сложная задача: разработать спортивный автомобиль на базе представительского. Первоначально они просто поместили на шасси ЗИС-110 другой кузов. В итоге получилось двухместное купе необычной формы со съемной жесткой крышей. Верх был пластмассовым, а кузов состоял из стальных листов.

Дизайн

При разработке кузова в качестве образца использовали американский автомобиль Le Sabre 1951 г. У него позаимствовали как некоторые конструктивные решения, так и во многом дизайн. В частности очень схожи пропорции данных автомобилей с длинными расширяющимися к центру капотом и багажником, растянутыми крыльями и смещенной к передней части кабиной. Использовали даже такую характерную особенность американской модели, как расположенную в центре фару. Бампер зеркально отразили. Оформление задней части ЗИС-112 изменили серьезнее: уменьшили высоту задних крыльев и использовали традиционную светотехнику (у Le Sabre как передние, так и задние осветительные приборы расположены по центру кузова).

Двигатель

Изначально использовали серийный мотор ЗИС-110 мощностью 140 л.с.

Затем под руководством В.Ф. Родионова создали экспериментальный вариант специально для ЗИС-112 — характеристики стандартного оказались недостаточными. Это восьмицилиндровый двигатель рядной компоновки объемом 6005 см3. От стандартного силового агрегата отличался, прежде всего, смешанным расположением клапанов. Кроме того, степень сжатия повысили до максимальной для работы на 74 бензине. Также увеличили диаметр впускных труб. Его мощность составляла 180 л.с.

По сравнению с ЗИС-110 двигатель немного опустили и сдвинули назад. Добавили смазочный радиатор. Высоту радиатора двигателя уменьшили. Вместе со снижением расположения водяного насоса и вентилятора это было необходимо для уменьшения высоты передней части автомобиля.

Такой мотор позволял достичь 200 км/ч.

Трансмиссия

Для ЗИС-112 модифицировали трехступенчатую коробку передач ЗИС-110. Передаточные числа как всех передач, так и главной изменили.

Подвеска

Ходовая часть также была заимствована у ЗИС-110 и модифицирована. Так, использовали перспективные рессоры и пружины для передней независимой пружинной подвески, а заднюю рессорную оснастили стабилизатором поперечной устойчивости.

Модернизации

Первая модернизация потребовалась с начала участия ЗИС-112 в линейных гонках в 1952 г. Стала очевидна неудовлетворительная управляемость, обусловленная чрезмерно длинной базой и неоптимальным распределением массы (55-45), приводящим к перегрузке передней части. Поэтому главное усовершенствование состояло в сокращении на 0,6 м колесной базы до 3,16 м. Это позволило не только уменьшить массу автомобиля на 600 кг до 1900 кг, но и более оптимально распределить ее по осям. В результате значительно улучшилась управляемость. Длина машины вследствие этого сократилась на ту же величину. Наконец, увеличили передаточное число главной передачи. Вместе с уменьшенной массой это позволило достичь 210 км/ч. ЗИС-112/1 оснастили двумя топливными баками объемом 80 и 140 л и обеспечили возможность переключения питания двигателя между ними на ходу.

С началом участия в кольцевых гонках снова проявились недостатки конструкции. В 1955 г. в заездах принял участие ZIS-112, использовавшийся до этого в линейных гонках, почти в том же виде. Единственное изменение — вырезы спереди для охлаждения тормозов. Однако этого оказалось недостаточно — тормоза перегревались уже после нескольких интенсивных торможений.

На основе этого к следующему сезону подготовили значительно модернизированный автомобиль ЗИЛ-112/2. Вместо обычного кузова стали использовать трубчатый каркас с панелями из пропитанных клеем БФ бумажных сот и стеклоткани. Кроме того, удалили съемную крышу и установили более высокое лобовое стекло. Высота автомобиля уменьшилась на 0,1 м. Двигатель взяли у ЗИС-110, но модифицировали и оснастили четырьмя карбюраторами. Мощность возросла до 170 л.с. Максимальная скорость повысилась до 230 км/ч.

Также создали ЗИЛ-112/3. От 112/2 он отличался лишь дизайном, напоминающим модели Cadillac и прототип “Москва”.

К сезону 1957 г разработали два автомобиля со стеклопластиковыми кузовами: ЗИЛ-112/4 и 112/5. Они были похожи внешне, но несколько отличались конструктивно.

Так, у одного колесная база составляла 2,9 м, у другого — 3,04 м. Эти машины оснастили новым V8 на основе мотора ЗИЛ-111 мощность 200 — 220 л.с. Этот двигатель мог иметь 4 или 8 карбюраторов. Коробку передач оставили от ЗИС-110. Они могли развивать около 250 км/ч.

В 1961 г появился ЗИС-112С. Дизайн его стеклопластикового кузова напоминал Ferrari. Автомобиль оснастили 6 л V8 с двумя четырехтактными карбюраторами мощностью 240 л.с. и 6,95 л двигателем мощностью 270 л.с., позже 300 л.с. КПП все еще использовали от ЗИС-110, но облегчили картер. Переднюю подвеску взяли от «Волги», а заднюю разработали новую независимую пружинную типа “Де Дион”. Автомобиль оснастили дисковыми тормозами и самоблокирующимся дифференциалом. Полная масса составляла 1,33 т. ЗИС-112 “Спорт” разгонялся до 100 км/ч за 4,5-5 с и мог достичь 260-270 км/ч.

Спорт

C 1952 до 1955 г. ЗИС-112/1 участвовал в рекордных заездах и линейных гонках, где установил несколько рекордов на длинных дистанциях в классе 10, куда входили автомобили с объемом двигателя 5000 — 8000 см3.

С 1955 г. в СССР начали проводить кольцевые гонки, и ЗИС-112/1 почти в первоначальном виде отправили туда. Сразу же были выявлены недостатки исходной конструкции. Их устранили на ЗИЛ-112/2, благодаря чему в 1956 г. экипаж на такой машине занял третье место.

Модели 112/4 и 112/5 занимали третье (1957 г.), второе (1961 г.) и первое (1960 г.) места.

На модели 112С дважды предпринимались неудачные по многим причинам попытки установить всесоюзный скоростной рекорд, но она установила пять рекордов на гоночных трассах.

Источник

Поделитесь этой новостью с друзьями: