В камеры кризиса не видно

Как выяснила «Газета.Ru», в России резко выросли бюджетные траты на закупку, установку и обслуживание дорожных камер, фиксирующих нарушения ПДД. Объемы госзакупок с начала 2016 года составили уже более 8,5 млрд руб. По словам экспертов, государство активно тратит средства на создание систем фотовидеофиксации, в том числе и из-за окупаемости таких вложений. Кроме того, с ростом количества камер с каждым годом дорожает их содержание.

В 2016 году в России отмечается существенный рост бюджетных расходов на закупку и аренду автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД, их установку, ремонт, обслуживание, создание центров обработки данных и т.д. С начала 2016 года и по сегодняшний день чиновники объявили десятки тендеров на общую сумму 8 млрд 589 млн руб. — большинство из этих закупок уже проведены. Для сравнения, за январь – июль прошлого года общая сумма проводимых тендеров и подписанных контрактов, связанных с фотовидеофиксацией, была в несколько раз меньше — всего 2 млрд 430 млн руб.

Более того, в 2016 году госзакупки, направленные на развитие и обслуживание систем фотовидеофиксации по всей России, уже превзошли по размаху те объемы, в которых такие контракты заключались в предыдущие годы.

Так, за весь 2015 год на эти цели было потрачено 4,6 млрд руб., а в 2014-м — 6,6 млрд руб.

Такие данные были получены в результате анализа госзакупок, проведенного по просьбе «Газеты.Ru» компанией IST-Budget.

Одна из самых крупных закупок в текущем году была проведена московскими чиновниками — город арендовал 600 новых комплексов фиксации нарушений ПДД. Как писала «Газета.Ru», аренда и обслуживание системы в течение пяти лет обойдется столичному бюджету в 3,6 млрд руб., после чего все имущество перейдет в собственность города.

Кроме того, почти в 1,8 млрд руб. обошлось Москве по итогам соответствующего тендера выполнение работ по обеспечению бесперебойного функционирования системы фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Несколько крупных тендеров на поставку дорожных камер, их монтаж и другие виды работ были проведены в этом году в Нижегородской области. Общая сумма заключенных контрактов в регионе составила около 300 млн руб.

Крупные закупки, связанные с дорожными камерами, проводятся в Татарстане. Самый крупный тендер в регионе в этом году — на 110 млн руб. — на поставку комплексов. Ряд контрактов на сумму более 100 млн руб. на поставку и монтаж автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД был заключен с начала года в Санкт-Петербурге. Активно тратят бюджетные средства на фотовидеофиксацию и другие регионы, например Хабаровский край, Калужская, Орловская и Белгородская области — объемы подписанных контрактов исчисляются десятками миллионов рублей.

Кроме того, несколько крупных закупок, объявленных в текущем году, в настоящий момент еще не состоялись — тендеры должны завершиться до конца года. Например, госкомпания «Ростелеком» проводит крупный аукцион на право заключения семи контрактов на поставку на склады заказчика около 500 дорожных комплексов почти на 2 млрд руб.

Можно отметить, что самые крупные торги — всего несколько тендеров в течение года — по сути, формируют объем всех госзакупок, связанных с фотовидеофиксацией нарушений ПДД.

Например, в 2016 году заключенные в Москве контракты на аренду и обслуживание дорожных камер в денежном выражении составляют более половины от общей суммы, выделенной регионами на такие закупки.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что на торгах открытых конкурсов и аукционов по фотовидеофиксации нарушений ПДД больших дисконтов от начальной максимальной цены практически не бывает — как правило, компании предлагают исполнить контракт лишь на 1–5% дешевле заявленной заказчиком максимальной суммы.

«Видимо, слишком высокотехнологичная услуга, чтобы торговаться, или просто конкуренты слабые, — говорит «Газете.Ru» аналитик IST-Budget Ян Хельм. — В крупнейшем тендере за историю торгов по теме фиксации нарушений ПДД на аренду 500 аппаратных комплексов, устанавливаемых в пределах МКАД, на сумму более 3 млрд руб., понижение было лишь на 3,5%».

В феврале – марте текущего года на электронном аукционе на выполнение работ по обеспечению бесперебойного функционирования автоматизированной системы фотовидеофиксации в Москве почти на 1,8 млрд руб. понижение вообще составило 54 копейки.

«Многие регионы только сейчас начали активно закупать комплексы, осознав, что это приносит прибыль, — рассказывает «Газете.Ru» крупный предприниматель, знакомый с ситуацией на рынке. —

Таким образом, объемы госзакупок однозначно растут. Кроме того, затраты на фотовидеофиксацию растут и потому, что комплексов становится все больше, соответственно, больше денег уходит на их обслуживание».

«Фиксация нарушений ПДД в автоматическом режиме – это в первую очередь социальная задача государства по снижению смертности в ДТП, вообще наведения порядка на дорогах, — говорит «Газете.Ru» глава компании «Технологии распознавания» Юрий Зарубин.

 

— И мы видим, что за счет этого задача решается действительно эффективно. Поэтому правильно, что государство, несмотря на кризис, тратит на это больше средств. Если бы не сложная экономическая ситуация, то объемы тратились бы, возможно, еще больше. К тому же системы окупаются за счет штрафов, и полученные средства, в теории, направляются государством на развитие дорожной инфраструктуры. Правда, надо отметить, что окупаемость сейчас снижается — водители стали меньше нарушать, по крайней мере, если говорить о превышении скорости и о парковке. Но это скорее положительный результат. Значит, видеоконтроль действенен».

По словам собеседника, цены на создание систем и их обслуживание если и растут, то несущественно. «Разве что импортные комплектующие стали дороже, но они составляют лишь малую часть цены комплексов отечественного производства, — уточняет Зарубин. — Не думаю, что это влияет на объемы госзакупок».

Из выпуска от 10-08-2016
рассылки Газета.Ru – Первая полоса

Источник

Поделитесь этой новостью с друзьями: