Скрипят тормоза при торможении на машине: причины и их устранение. Когда менять тормозные колодки

Ав. Михаил

Конструкция автомобиля предполагает наличие множества узлов и агрегатов. Все они между собой тесно взаимосвязаны. Исправность такого узла, как тормоза, превыше всего. Ведь от этого зависит, без преувеличения, жизнь водителя и его пассажиров. Что делать, если в процессе эксплуатации автомобиля скрипят тормоза при торможении на машине? Попробуем разобраться.

Опасно ли это?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дело в том, что скрип тормозов возможен как на новых, так и на изношенных колодках. Чтобы определить их остаточный ресурс, необходимо посмотреть на толщину фрикционного материала. Когда менять тормозные колодки? На современных элементах производитель делает специальные «флажки» – индикаторы износа между двумя частями колодок.

Если данная часть сравнялась со всей плоскостью колодки, это говорит о грядущей замене. Скрипят тормоза при торможении на машине с изрядно изношенными элементами. Иногда доходит до того, что в колодке, кроме металлического корпуса, ничего не остается.
В результате они могут попросту заклинить – автомобиль пойдет юзом. Это очень опасно. Меняйте элементы вовремя. Когда менять тормозные колодки? Обычно они служат по 20-25 тысяч километров. Однако все зависит от манеры езды. При активных частых торможениях ресурс колодок уменьшается вдвое. Поэтому всегда смотрите на их толщину визуально. Если остаток фрикционного материала составляет 3-5 миллиметров, элементы срочно нужно менять.

Почему скрипят тормоза после замены?

Случается, что при установке новых элементов остается характерный скрежет. В большинстве случаев это некачественный фрикционный материал. Опытные автомобилисты рекомендуют приобретать колодки той же марки, что и диски. Это значительно снизит риск скрежета. Ниже мы рассмотрим другие причины, по которым скрипят тормоза при торможении на машине.

Вибрация и скрежет колодок

Во время эксплуатации автомобиля, особенно при езде на неровных дорогах, возникают колебания суппорта. И если резинки в направляющих гасят эти колебания, то в самих колодках нет никакого амортизирующего элемента. Данные элементы крепятся в суппорте жестко, поэтому малейший зазор провоцирует лишние звуки. Почему и откуда они берутся? Следствием того, что скрипят тормоза при торможении на машине, являются несколько факторов:

  • Выработка в самом диске. Вследствие длительной эксплуатации, его толщина уменьшается, образовываются следы деформации – буртики и зазубрины. Скорость вращения тормозного диска при движении достаточно большая – из-за этого мы слышим скрежет и вибрации, которые исходят от него при соприкасании колодки с ним.
  • Отсутствие или слишком густая смазка в направляющих суппорта. Ее наличие там просто необходимо. Если смазки нет или она засохла, суппорт попросту «закисает». Как следствие, на автомобиле ВАЗ скрипят тормоза. Кстати, при замене направляющих нельзя использовать инородные смазки типа графитовой или «Литол-24». Для этого есть специальный состав, именуемый «смазка для направляющих суппорта». Стоит она недорого (100 рублей за пакетик, которого хватит на 2 стороны), поэтому, используя другие аналоги, вы просто заработаете себе проблему.
  • Некорректный ход поршня суппорта. Возникает это вследствие пробоя резинового пыльника. В итоге туда попадает грязь, смазка обветривается и засыхает. Поршень не в состоянии произвести прежний ход. Очистить его от пыли достаточно трудно.
  • Плохо закрепленный суппорт. Регулируется он при помощи шестигранника, который находится с тыльной стороны элемента.

Как устранить проблему?

Если свистит тормозная колодка, а проблема не в ее качестве, решается это ремонтом отдельных элементов. Так, выработка на диске устраняется технологией его проточки. При этом соблюдается толщина ремонтного слоя – сильно тонкий элемент подлежит только замене.

При установке новых колодок обратите внимание на тонкую накладку – ее необходимо обработать специальной пастой. Также если скрипит педаль тормоза, место ее соприкосновения с металлом можно удалить нанесением смазочного материала. Тут уж нет конкретных требований – в ход идет даже обыкновенная WD-40. При обратной установке суппорта продиагностируйте направляющие на предмет выработки.
Сделать это очень просто – если на их поверхности имеются небольшие «каемочки», а в пазах небольшой люфт, это говорит об их износе. Проблема решается установкой ремкомплекта суппорта. В него входят пыльники, направляющие, резинки, а также специальная смазка. Для автомобилей ВАЗ стоимость одного ремкомплекта редко превышает одну тысячу рублей. А произвести установку новых пыльников и «направляек» с резинками можно и самостоятельно. Главное – не забыть надеть железную заглушку в конце, которая предотвращает засор внутренностей направляющих.

Доработка колодок своими руками

Чтобы устранить скрип, можно произвести закругление частей колодки. Часто именно ее углы являются источником скрежета. Закругление сторон колодки обеспечит более мягкое прилегание ее к диску, соответственно, звук работы снизится в несколько раз.

«Обкатка» колодок

При установке новых элементов следует произвести первичную притирку.

В принципе, это дает такой же результат, который мы описали ранее – закругление частей элемента. Только в данном случае ничего снимать не нужно – достаточно проехаться на автомобиле 400-500 километров. Приемная сторона колодки примет нужную форму, что и обеспечит плавность работы тормозов.

Датчик износа

На многих автомобилях немецкого производства устанавливается данный элемент. Как ни странно, но и он может стать причиной скрежета тормозов. Если ранее производилась его замена, следует повторно проверить правильность крепления пластины датчика.

Если она установлена криво, соприкасаясь с диском, издает характерный скрежет.

Влага и конденсат

Опытные автомобилисты заметили, что в дождливую погоду скрежет тормозов учащается.

Все из-за повышенной влажности. После езды по лужам или просто в дождь малейшая капля воды, проникшая в суппорт, может спровоцировать характерный звук при торможении. Возникает резкий температурный перепад. Чтобы устранить эту проблему, достаточно пару раз нажать на педаль тормоза – «просушить» систему.

Заключение

Итак, вы выяснили, почему скрипят тормоза на автомобиле. Как видите, проблема знакома многим автомобилистам, способы ее решения найдены давно. В большинстве случаев скрип можно устранить своими руками. Ну а если дело касается проточки тормозного диска, естественно, здесь не обойтись без хорошего специалиста и оборудования.

Источник

Поделитесь этой новостью с друзьями: