Резиновый скрип при повороте руля на месте – “Шкода”, “Логан”, “Приора”, “Фольксваген”

Ав. Михаил

Для изменения направления движения в автомобиле предусмотрено рулевое управление. Оно состоит из руля и вала, который входит в механизм, соединённый с трапецией. Последняя деталь на большинстве автомобилей состоит из рейки и исходящих от неё к колёсам длинных и коротких тяг с шарнирами.

Разновидности

Для облегчения вращения рулевого колеса на современных автомобилях устанавливается усилитель. Он бывает разных типов:

1) Гидравлический.

2) Электрический.

3) Электрогидравлический.

Гидравлический усилитель работает от силы специальной жидкости, которую нагнетает насос.

Второй механизм работает от электродвигателя. А третий тип содержит в себе элементы гидравлического и электрического усилителя. Каждый такой тип имеет сложную конструкцию, обладает своими преимуществами и требует разного обслуживания и эксплуатации.

Признаки неисправности управления

С повышением износа деталей рулевого управления автомобиля при повороте руля на месте слышен скрип, возникают разного рода посторонние стуки, со временем усиливающиеся. Они влекут за собой неправильную работу или полный отказ в работе. К признакам неисправности данного управления относят стуки в рулевом механизме, рейке, наконечнике или тягах. Возникает скрип при повороте руля на месте и посторонние шумы в движении.

В результате этого машина плохо слушается, теряет устойчивость в дороге. Во время движения автомобиль может уносить в сторону. Прежде чем приступать к устранению той или иной неисправности управления, следует разобраться, по какой причине это может происходить. Самой распространённой проблемой является сильный скрип при повороте руля на месте. Большинство водителей не знают причину данной неисправности, и при этом они могут вручную полностью разобрать всю трапецию, так и не определив, в чём, собственно, загвоздка. Поэтому в зависимости от устройства рулевой системы, скрип при повороте руля на месте может возникать по разным причинам. Случается, что неисправность заключается даже не в рулевой трапеции.

Скрип при повороте без усилителя

На автомобилях “Дачия” и “Рено Логан” в базовой комплектации не предусмотрено наличие усилителя. Поэтому скрипы при повороте руля на месте (“Логан” 1.6 в том числе) могут возникать из-за поломки пружины передней подвески, износа подшипника верхней опоры телескопической стойки либо из-за износа резиновой подушки опоры стойки. При сильном износе, а особенно когда выработка неравномерная, её начинает выдавливать наружу. Отсюда и возникает резиновый скрип при повороте руля на месте.

Звуки на авто с гидроусилителем

Рулевой механизм с гидроусилителем состоит из тех же деталей и трапеций, только в рейке есть специальные масляные каналы. Через них масло под давлением воздействует на рулевые тяги, что облегчает поворот колёс.

На автомобилях концерна WAG, таких как “Шкода”, устанавливается гидравлический усилитель, и скрип при повороте руля на месте может возникать не только из-за износа подшипника с резиновой подушкой верхней опоры стойки или пружины. Это может быть износ составляющих насоса гидроусилителя и его привода. Выделяют следующие причины, по которым в ходе длительной эксплуатации появляется скрип при повороте руля на месте (“Шкода” в том числе):

– износ крыльчатки самого насоса гидроусилителя;

– заклинивание насоса гидроусилителя;

– износ ремня;

– пробитые пыльники в рулевой рейке (она начнет течь);

– износ шкива привода насоса усилителя.

Такая беда случается, даже когда рулевое управление исправно. В сильном вывороте на месте колёс нагрузка на насос гидроусилителя становится большой. Особенно когда машина гружёная. Звук возникает из-за повышенного износа приводного шкива или ремня.

В данном случае ремень проскальзывает и создаёт такой шум. Убедиться в этом достаточно легко – нужно просто налить на шкив немного воды. Жидкость сыграет роль смазки, и если при этом скрип пропадёт, значит, дело в шкиве или ремне. Скрип при повороте руля на месте (“Фольксваген-Поло”) возникает по тем же причинам, что и на “Шкоде”, так как это автомобили концерна WAG.

Проблемы с электроусилителем

В отличие от рулевого управления с гидравлическим приводом, поворот колёс облегчает электродвигатель. Он соединен с рулевым механизмом ременной передачей. На автомобилях ВАЗ-2127 устанавливается управление с электрическим усилителем. Скрип при повороте руля на месте (“Приора” в том числе) возможен по таким причинам:

– износ ремня;

– износ шкива электродвигателя и рулевого механизма;

– слабое напряжение в сети;

– отсутствие “массы” автомобиля;

– неисправность электрического блока управления.

Пробои

Помимо износа шкива и ремня, соединяющего электродвигатель с механизмом, возможен также скрип при повороте руля на месте из-за пробоя провода, ведущего к электродвигателю.

Так как на месте поворачивать колёса тяжело, электродвигатель нагружается, а со слабым аккумулятором не удастся достичь нужной мощности. В этом случае в АКБ доливается электролит либо батарея заменяется полностью. Также слабый заряд в аккумуляторе может возникать из-за плохого тока от генератора. Поэтому стоит его проверить на исправность и “прозвонить” провода, чтобы не было лишних потерь электричества.

Устранение постороннего звука

Чтобы устранить скрип при повороте руля на месте, для начала следует определить причину посторонних звуков. На автомобилях с усилителем руля при неисправности системы на панели приборов будет гореть “чек”. Поэтому водителю стоит провести диагностику своего автомобиля на наличие ошибок. Специальное программное обеспечение на станции технического обслуживания покажет, где именно происходит нарушение работы и какой датчик вышел из строя. Когда причина найдена, приступают к ремонту. Если проблема в подвеске, повреждённые и изношенные запчасти заменяют на новые.

В рулевом управлении с гидроусилителем заменяют изношенный ремень или шкив, проверяют исправность насоса и по надобности меняют масло. При неисправном насосе гидроусилителя его заменяют на новый. В автомобилях с электроприводом проверяют целостность проводов электродвигателя и генератора. Также диагностируют работоспособность генератора и состояние шкива с ремнём. Неисправные и изношенные запчасти заменяют на новые. К рулевому управлению с электрогидроусилителем применяют те же меры, что и для отдельных типов рулевого управления. А так как система здесь довольно сложная и запутанная, понадобится больше времени и терпения.

Обслуживание

Чтобы рулевое управление работало исправно, водитель должен знать, как его правильно обслуживать и эксплуатировать. Для этого следует проводить техническое обслуживание: заменять масло в насосе гидроусилителя, при износе наконечников или рулевых тяг заменять их на новые, проверять развал-схождение колёс и при несоответствии углов отрегулировать их. Запчасти и масло должны быть от качественных и оригинальных производителей. В ходе эксплуатации водитель должен следить за состоянием рулевого управления, исправностью работы гидро- или электроусилителя.

Также в гидросистеме должен отсутствовать воздух. Это обеспечит умеренную нагрузку на насос устройства. Проверять затяжку болтов в соединениях рулевой трапеции или креплении рулевого механизма к кузову, а также затяжку электродвигателя или насоса. Если имеется большой люфт на рейке, ее можно подкрутить. Но старайтесь не переусердствовать. В результате даже с гидроусилителем у вас будет тугое и некомфортное управление. Стоя на месте, не рекомендуется сильно выворачивать колёса. Крутите их не до упора. Так будет меньше нагрузка на рулевую рейку, приводной ремень со шкивами, на насос гидроусилителя или электродвигатель. Также, повернув на месте колёса автомобиля, не стоит резко трогаться и поддавать оборотов двигателю. Это значительно ускоряет износ деталей рулевого управления. Помимо этого, сократится срок службы шарниров равных угловых скоростей, в случае если автомобиль переднеприводный. Если в механизме используется карданная передача, рекомендуется периодически смазывать места соединения. Производится это методом шприцевания. Используется универсальная смазка “Литол”. Ее можно применять для шприцевания шкворней автомобиля, если в конструкции спереди используется независимая балка.

Заключение

Исходя из этого, нужно подчеркнуть, что правильная работа рулевого управления зависит в первую очередь от водителя. От того, как он обслуживает механизм, следит за его состоянием и эксплуатирует, зависит его исправность. Поэтому важно бережно относиться к рулевому управлению, проверять его на исправность работы, обслуживать, руководствуясь книжкой по ТО и ремонтировать, используя только качественные запчасти. Следуя этим правилам, водитель обеспечит долговечную работу рулевого управления своего автомобиля, что даст хорошую управляемость во время движения и его безопасность.

Источник

Поделитесь этой новостью с друзьями: